Выслать нельзя оставить
Как решится судьба таланта, где в деле балетмейстера Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета Тамаза Вашакидзе ставить запятую?
Из театра оперы и балета Екатеринбурга в начале июля после тринадцати лет работы был уволен балетмейстер, политический беженец Тамаз Вашакидзе. Причина – «отсутствие квалификации» и конфликт с руководством театра. Человек, которому Россия в 2007 году дала политическое убежище, остался на улице. По словам балетмейстера, сейчас он – вне статуса и вне закона, а возвращение на историческую родину может иметь для него непредсказуемые, если не роковые, последствия.
Нет квалификации? Да что вы говорите!
Блестящий артист балета, хореограф и балетмейстер Тамаз Вашакидзе, заслуженный артист Грузинской ССР (1990), народный артист Грузии (1991), широко известен не только в своей родной стране, но и за ее пределами. После окончания Тбилисского государственного хореографического училища (педагоги – Виви Метревели и Вахтанг Чабукиани) был принят ведущим солистом в труппу Тбилисского государственного академического театра оперы и балета имени З.Палиашвили.
С 1989 года Тамаз Ремович Вашакидзе был ведущим солистом Московского областного государственного театра «Русский балет». В 1993 году он основал театр современного танца «Нью Джорджиа Балет» («Новый грузинский балет»). Первым номером, который был поставлен в этом новорожденном театре, был номер «Мы начинаем» на попурри из произведений Баха, Моцарта, Листа, Шопена, Вагнера, Бетховена и Римского-Корсакова.
Закончив в 1995 году Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова по специальности «хореография» (класс народного артиста СССР Н.Долгушина), Вашакидзе совершил прорыв в балете Грузии своими новаторскими постановками. В 1999 году он поставил первый грузинский спектакль в жанре современного танца – «Анбани» («Азбука»). В том же году балет «Анбани» был представлен на Международном фестивале современного танца во французском городе Монпелье. Французская пресса окрестила его «Началом нового дня».
В 2001 году как директор Тбилисского государственного хореографического училища Тамаз Вашакидзе выступил с инициативой о проведении Международного фестиваля балетного искусства «Чабукиани-Баланчин…», посвящённого 80-летию училища. В этом же году Указом Президента Грузии был удостоен государственной награды Грузии - «Орден чести».
За 12 лет его руководства Тбилисское государственное хореографическое училище вышло на новый этап своего развития, обеспечив на многие годы вперёд основными кадрами Тбилисский государственный академический театр оперы и балета имени З.Палиашвили.
Россия-матушка
В июле 2004 года решением новых властей Грузинской республики хореограф Тамаз Вашакидзе был смещён с должности. Больше того, началось уголовное преследование, организованное по политическим мотивам в период руководства страной Михаилом Саакашвили, вследствие чего балетмейстеру пришлось покинуть родину. В 2007 году Т.Р.Вашакидзе попросил политического убежища у Российской Федерации, которое было удовлетворено. Россия приняла талант, подвергшийся гонениям, как мать. 26 февраля 2008 года Вашакидзе получил статус беженца. А уже в 2009 году Т.Вашакидзе стал хореографом-постановщиком спектакля «Ханума» в Свердловском академическом театре драмы.
По словам Тамаза Ремовича, в случае возвращения в Грузию предсказать, как сложится его судьба, невозможно. Ведь несмотря на то, что в 2013 году его дело официально было признано парламентом Грузии политическим, оно, как и сотни других уголовных дел, возбуждённых при теперь уже экс-президенте страны Михаиле Саакашвили, до сих пор не пересмотрено. Это значит, что в случае возвращения на родину балетмейстера, имеющего международное признание ждёт не слава, почёт и благодарность за труды, а девять лет колонии по заочному приговору суда.
За что «шьют дело»?
Из публикации «Znak.com» от 8 июля 2017 года мы узнаём, что уголовное преследование Тамаза Вашакидзе на родине началось в 2004 году после того, как он отказался освобождать место худрука хореографического училища. По словам балетмейстера, на это место претендовала вернувшаяся из Москвы балерина Нино Ананиашвили. Пришедший к власти Михаил Саакашвили лично представил общественности балерину.
«После того, как я отказался уходить из училища, мне позвонил неизвестный мужчина и сказал, что я так или иначе покину это место. Хотите верьте, хотите нет, но голос очень был похож на голос Саакашвили. Это звучит как фантастика, но это факт, — рассказывает Вашакидзе. — Сначала даже смешно было подумать: президент продвигает балерину, быть такого не может! Но потом, когда он лично презентовал ее на сцене, и потом, когда она стала крестной матерью его сына, все стало понятно».
В 2004 году он — имеющий звание народного артиста - был уволен с поста худрука училища за «отсутствие квалификации». Художественным руководителем училища была назначена Нино Ананиашвили, а пост директора занял двоюродный брат ее супруга.
Вашакидзе, не согласный со своим увольнением, решил добиваться восстановления в должности через суды, о чем прямо заявлял в прессе. Практически одновременно с этим Вашакидзе получил приглашение из Москвы ставить спектакль «Большой вальс» на музыку Штрауса в зале Чайковского. В конце 2004 года он уехал в Россию.
Обыски, угрозы, повторное бегство в Россию
В 2004 и 2005 годах, сообщает «Znak.com», семье Вашакидзе пришлось испытать на себе давление силовиков. «Постоянные звонки с угрозами, слежка за моей женой Нино, детей мы просто прятали по другим адресам. Самое страшное было, когда я уехал: в течение шести месяцев каждый день к нам в дом приходило МВД и проводило обыски», — рассказывает Вашакидзе.
В октябре 2005 года, работая в России, Тамаз Ремович получил вызов в прокуратуру Грузии. «Тбилисские друзья говорили мне, чтобы я не приезжал, так как меня арестуют, но я знал, что не совершал ничего противозаконного, купил билет и полетел в Грузию», — рассказывает балетмейстер.
В Грузии ему было предъявлено обвинение в хищении средств хореографического училища в прошлые годы. По версии следствия, он якобы вынес часть денег из кассы, а также, подделывая подписи, выписывал премии себе и другим сотрудникам и в итоге нанес ущерб на общую сумму 67 тыс. лари (примерно 30 тыс. долларов).
«Я сказал, что категорически не согласен с этим. Требовал, чтобы мне предъявили хоть одно доказательство, улику. Мне предложили выплатить 100 тыс. лари залога, чтобы избежать ареста. У меня не было таких денег, я честно сказал, что сейчас у меня есть предложение из Екатеринбургского театра оперы и балета ставить «Большой вальс». За это мне заплатят 5 тыс. долларов, и тогда я могу их предоставить в качестве залога. Меня выпустили из страны, и я уехал в Россию, вновь оставив семью», — рассказывает балетмейстер.
Перед отъездом в Россию балетмейстер дал трехчасовую пресс-конференцию, на которой высказал свое несогласие с действиями Саакашвили и беспределом силовиков.
Беженец и осужденный
В 2007 году Вашакидзе, продолжая работу в Екатеринбургском театре оперы и балета, пришел в УФМС продлевать рабочую визу. Там его задержали сотрудники УФМС и бойцы ОМОНа как объявленного в розыск преступника. Выяснилось, что за время его отсутствия Грузия объявила его в розыск. Несколько часов он находился в ИВС, пока силовики проверяли его документы и, в частности, приглашение на работу от российских властей.
Сразу после выхода из изолятора он попросил у России политического убежища.
28 февраля 2008 балетмейстер получил статус «политического» беженца. А в сентябре того же года в Грузии Вашакидзе заочно приговорили к девяти годам заключения за хищение казенных денег.
Разлука ранит даже богов…
Как бы человек ни старался спрятать боль, она всё равно проступает наружу. Тамаз Вашакидзе держится стойко, но нетрудно догадаться, чего это ему стоит, каково это – переносить разлуку с семьёй. Бежав из Грузии, ему пришлось оставить в Грузии свою супругу, художницу Нино, и троих детей. Когда главе семьи пришлось их покинуть, дочкам было два и три года, а сыну – два месяца. Мысль о том, что все эти тринадцать лет его дети растут сиротами при живом отце, отравляет существование балетмейстеру. У разлуки крутой характер. Она заставляет лить слёзы даже сильных духом мужчин. Больше того, говорят, что она ранит даже богов...
Быть иль не быть вот в чём вопрос
В начале июля 2018 года семья Тамаза Вашкидзе осталась без поддержки единственного кормильца. Политический беженец-балетмейстер, которого уволили из Екатеринбургского театра оперы и балета с формулировкой «за прогулы», остался без средств к существованию, без квартиры, без прописки, лишился возможности содержать оставшуюся в Грузии семью.
О своём увольнении Вашакидзе говорит, что оно было неправомерным, он намерен требовать своего восстановления в должности через суд. И считает, что предшествовавшая увольнению аккредитация на соответствие должности проходила с нарушениями.
29 июля Тамаз Вашакидзе был официально уволен из театра. На проходной ему зачитали приказ, предложили расписаться в его получении и забрать трудовую книжку. Поводом для увольнения указаны прогулы, с начала июля в театре стали составлять акты о неявке балетмейстера Вашакидзе на рабочее место и направлять требования о предоставлении объяснений по поводу неявки на работу посредством sms-сообщений, через соцсети и экспресс-почтой на адрес регистрации Т.Р.Вашакидзе. Также в театре удивлены реакцией балетмейстера, ведь именно при помощи юристов оперного театра Вашакидзе сумел восстановить статус беженца, сообщает Znak.com.
В чём сила, брат?..
На сегодняшний день ситуация такова: талантливый, имеющий международное признание человек борется за существование, он морально уничтожен от обстоятельств, выгнан из служебной квартиры и страдает от мысли о том, что не может содержать и кормить свою семью. Деятельную помощь и поддержку Тамазу Вашакидзе сейчас оказывает Свердловская региональная общественная организация Грузинское общество «Сакартвело» во главе с Президентом организации Нукри Мурадовичем Чавлеишвили.
Если утверждение о том, что сила - в правде, верно, то она обязательно восторжествует. В противном случае делать какие-либо прогнозы о будущем балетмейстера Вашакидзе бесполезно. И даже немного страшно…
Екатерина Татаринова.
Фото Znak.com. и из личного архива Тамаза Вашакидзе