ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА АРСЕНА БОРИСОВИЧА ТИТОВА ,4 НОЯБРЯ 2019 В ГОРОДЕ СОЧИ , НА ФОРУМЕ ГРУЗИНСКИХ ОБЩИН В РОССИИ !
—————————————————————
НЕСКОЛЬКО МОМЕНТОВ ИЗ ИСТОРИИ ГРУЗИИ И РОССИИ
О чем пойдет речь, ясно уже из самого названия моего выступления. Речь пойдет о взаимоотношениях Грузинского и Российского государств.
Общеизвестно, что к 16 веку Грузия оказалась полностью окруженной враждебными ей государствами и, более того, сама уже представляла собой не единое государство, а несколько воюющих между собой государственных образований – царств, княжеств и отторгаемых от нее исконных ее земель.
В этих условиях первым обратился за помощью к России кахетинский царь Леван в 60-х годах 16 века. Его сын, царь Кахети Александр Второй, продолжая политику отца, в 1589 году впервые официально объявил о России как о покровителе его государства. А через 100 лет, в 1684 году покинул престол и Отечество и ушел в Россию имеретинский царь Арчил. Еще через 40 лет подобным же образом вынужден был поступить картлийский царь Вахтанг Шестой. Через 60 лет с целью сохранения гибнувшего Отечества картл-кахетинский царь Ираклий Второй подписал Георгиевский трактат, отдающий Грузию под покровительство России.
Я употребил словосочетание «гибнувшее Отечество» не случайно. Грузинская государственность, насчитывающая едва не 3 тысячи лет, действительно подходила к своему концу. Некогда раскинувшаяся от Черного и до Каспийского морей, от Главного Кавказского хребта и до гор Луристана, в середине 18 века она являла собой печальное зрелище. Достаточно сказать, что царь Ираклий Второй для охраны своих границ мог выставить единовременно войско, так называемое мориге джари, всего в 2 тысячи человек, которые, естественно, не могли противостоять ни воровским шайкам дагестанских феодалов, ни сварам грузинских князей, ни, тем более, ежегодным нашествиям османов и кизилбашей. Страна держалась только на гении своего государя, из последних сил где силой, а где дипломатией удерживающего ее от полной гибели. И к этому надо еще прибавить такое обстоятельство, как то, что до нас не дошел ни один государственный архив грузинских царей. Все они погибли в огне нашествий и внутренних распрей, что нанесло непоправимую утрату истории Грузии.
Нужно каждому из нас иметь настольной книгой такой исторический труд, как «Описание царства Грузинского» царевича Вахушти, чтобы воочию увидеть состояние страны Грузия в те времена и понять наших предков, почему их устремления были направлены на север, к России. Только она одна могла спасти если уж не грузинскую государственность, то, по крайней мере, грузинский народ, это, без преувеличения сказать, явление мировой цивилизации.
Возможен вопрос:
- Если грузины с середины 16 века и до конце 18 века обращались к Москве за помощью, почему она не помогла?
И такой вопрос ставился, и такой вопрос ставится сейчас.
Да, не вдруг, не тотчас же решала Москва большие государственные вопросы. Но и ни одна другая страна вдруг и сразу тоже не решала большие государственные вопросы. Даже Гитлер неоднократно переносил даты нападения на СССР, хотя в данном случае данное сравнение не корректно.
Нужно знать российскую и европейскую историю, чтобы понять, что, как говорится, Москва не сразу строилась. На протяжении всей русской истории каждый ее второй год был военным годом, а каждый третий год был неурожайным и голодным. И это при огромных размерах и при редком населении. Посольство того же царя Левана добиралось до Москвы год. Столько же должно было добираться до Грузии и любое воинское подразделение, направленной Москвой на помощь – и это при условии, что его пропустит через свою территорию иное сопредельное с Грузией государство в данном случае, вассал Османской империи Крымское ханство и его вассалы, которые безраздельно властвовали всем Предкавказьем и Кавказом. Сама Россия была окружена, как и Грузия, сильными, равными по силе России враждебными государствами. Сама Россия постоянно решала вопросы выживания. Ведь война между любыми европейскими государствами – это война на решение междусобойных проблем. А война против России – это война на уничтожении России. Недаром даже во второй половине 19 века были сказаны горькие слова о том, что у России нет союзников, кроме ее армии и ее флота. Это неоспоримый факт, что все ее так называемые союзники жаждали ее сокрушения. Англия, союзник России в войне против Наполеона, в 1812 году инспирировала нападение Персии на Россию в Закавказье, где русским войскам пришлось сражаться в соотношении один к сорока. Этот же союзник в войне против Гитлера в 1941 году предложил Сталину вывести советские войска из Ирана, которые были введены в северную часть этой страны с целью предотвращения выступления Ирана на стороне Гитлера и с целью защиты единственного в СССР нефтеносного района.
- Вы просите открыть второй фронт, - сказал этот союзник, - так давайте выведете свои войска из Ирана на фронт. Это и будет нашей помощью! А Иран защищать будем мы!
И это в то время, когда этот союзничек готовился в 1940 и в 1941 годах бомбить Баку – основной наш нефтедобывающий район с целью лишить СССР нефти, и только нападение Гитлера приостановило их намерение.
Вот в окружении таких соседей приходилось, да и сейчас приходится жить России.
А что касается уничтожения Россией грузинской государственности в начале 19 века и включения Грузии в состав России, то это так называемое зло было наименьшим из тех зол, которые грозили ей как со стороны Турции, Персии, так и со стороны той же Англии, которая с величайшим удовольствием превратила бы ее в колонию со всеми вытекающими последствиями.
Вообще антироссийские тенденции при грузинском царском дворе были в указываемый период довольны сильны. Немалая часть царского двора со всей страстью ориентировалась на Персию. Но последствия такой ориентации очевидны. Сама Персия, начиная уже с 18 века, являла собой угасающее государство и ничего Грузии, кроме превращения ее в свою провинцию, дать не могло. Альтернативы быть Грузии с Россией у Грузии не было. И это со всей очевидностью видели талантливые ее сыны, такие как Илья Чавчавадзе. Вот его слова, сказанные о присоединении Грузии к России: «Утихомирилась давно уже не видевшая покоя усталая страна, отдохнула от разорения и опустошения, от вечных войн и борьбы… Наступило новое время, время покоя и безопасной жизни для обескровленной и распятой на кресте Грузии, которую Господь создал земным раем для человека, но которая едва не обратилась в братскую могилу для ее самоотверженных сынов, погибших без помощи и надежды, в одиночестве и вдали от всех, во имя величия христианства и сохранения своего национального лица».
Сохранила Грузия свое величие, сохранила свое национальное лицо. Но по-прежнему есть силы в Грузии, которым не нравится это сохранение, которые не видят очевидное. Есть в Грузии такая байка, которую я произнесу на грузинском языке. ერთ კაცს ურმით თივა მიჰქონდა. წინ მგზავრი შემოეყარა. - გამარჯობა! - გაგიმარჯოს! - ეგ რა მიგაქვს? - შეშა! - რას ამბობ, კაცო! რის შეშა! თივა გიძევს ურემზე! - აბა თვითოვე რამ კარგად ხედავ, რაც მიმაქვს, რაღას მექითხები?
Равно же происходит и с этими силами, которые видят очевидное, но отрицают, которые видят, что в арбе сено, но все равно задаются вопросом, сено ли это. И это в лучшем случае. А есть такие, кто прямо утверждает: не сено, а дрова! – прямо утверждает, что грузинскому народу с русским народом не по пути, что нет у грузина наибольшего врага, чем русский.
История неустанно показывает – сила в единстве. Но мы неустанно эту заповедь игнорируем, постоянно на кого-то оглядываемся, постоянно слушаем чьи-то поучения, постоянно тех, кто не хочет видеть очевидное, увещеваем, по-русски сказать, с ними цацкаемся.
А наша задача – приложить все наши силы, чтобы очевидное стало очевидным. Нам делить нечего. Мы сильны только нашим единством, только нашей дружбой, только родством нашей истории, родством наших сердец.
Это нам заповедали наши предки. И соответствующее нам будет имя, если эту их заповедь мы разбазарим, растранжирим в наших оглядываниях на кого-то, в наших выслушиваниях чьих-то советов, в наших бесплодных увещеваниях тех, кого увещевать и уговаривать бесполезно.
Как говорил наш великий соотечественник, «Цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!»